ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ И АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ИСТОРИЯ


Кафедра «Тепловые двигатели и энергетические установки»

В 1963 г. во Владимирском филиале Московского института электронного машиностроения (так тогда назывался ВУЗ, который со временем преобразовался во Владимирский государственный университет) была организована кафедра энергетики и одновременно открыта специальность «Двигатели внутреннего сгорания» (вечерняя форма обучения). В 1963-64 гг. кафедру возглавлял кандидат технических наук доцент Александр Алексеевич Болотин, в 1964-66 гг. - кандидат технических наук доцент Абрам Михайлович Бакалейник, внесший значительный вклад в ее становление.

В 1964 г. одновременно с образованием кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» было начато обучение студентов и по дневной форме. В этот период на кафедре первыми преподавателями работали Владимир Иванович Белотелов, Юрий Георгиевич Горнушкин, Анатолий Яковлевич Шкарупило.

Впоследствии кафедрой руководили кандидаты технических наук доценты Павел Петрович Петров (1966-67 гг.), Михаил Анфиногенович Гоголицын (1967-70 гг.), Александр Иванович Астахов (1970-76 гг.), Юрий Сергеевич Мосин (1976-80 гг.), Александр Эдуардович Юрц (1982-86 гг.). С 1986 г по 2007 г. кафедру возглавлял  Виктор Валентинович Эфрос – действительный член Академий Инженерных наук  и Транспорта РФ, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор.

В 2007 году кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» переименовывается в кафедру «Тепловые двигатели и энергетические установки» и заведующим кафедрой становиться кандидат технических наук, профессор Валентин Федорович Гуськов.

В разные годы на кафедре работали доктор технических наук, профессор В.В. Панов, кандидаты технических наук, доценты Ю.В. Захребетков, В.В. Белов, А.М. Шарапов, В.Б. Петров, А.С. Судариков, ассистент А.И. Кольчугина.

В настоящее время на кафедре работают 5 докторов технических наук В.В. Эфрос, А.Н. Гоц, А.Р. Кульчицкий, А.А. Гаврилов, С.Г. Драгомиров, кандидаты технических наук - Ю.Г. Горнушкин, В.М. Басуров, А.Б. Иванченко, М.С. Игнатов, М.С. Столбов, Б.Г. Белобоков, П.В. Горбунов. Готовится пополнение кафедры из числа нынешних аспирантов.

Высокий научный потенциал кафедры во многом определяется лабораторной базой, которая непрерывно развивается и совершенствуется. Сегодня кафедра имеет хорошо оснащенные лаборатории для ведения на высоком уровне, как учебного процесса, так и научных исследований.

За годы своей деятельности кафедра выпустила более 2000 инженеров (в том числе около 100 – из зарубежных стран), успешно работающих в различных отраслях промышленности, подготовила 35 кандидатов технических наук и 4 докторов наук.

В настоящее время на кафедре успешно функционируют бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура. Лучшие студенты направляются за рубеж на стажировки.

В университете имеется диссертационный совет Д 212.025.02 ВАК РФ по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 05.04.02 – тепловые двигатели.

Введение в 1989 году новой специализации "Системы управления двигателями" (электронное управление двигателями) позволило готовить специалистов на современном уровне для перспективного направления развития автомобильной индустрии - электронного управления двигателями.

Сегодня кафедра готовит бакалавров и магистров по направлению 140500 «Энергомашиностроение», инженеров в рамках специальности 140501 «Двигатели внутреннего сгорания» по следующим специализациям:

– «Автомобильные и тракторные двигатели»;

– «Системы управления двигателями» (электронное управление двигателями);

– «Двигатели средств малой механизации и легких транспортных средств»;

– «Эксплуатация и сервисное обслуживание двигателей».

Кафедра уже более 40 лет проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области автомобильных и тракторных двигателей, а также двигателей средств малой механизации и мототехники. За это время выполнено более 200 разработок на уровне изобретений, опубликовано свыше 800 научных работ (в том числе более 10 монографий), в промышленности освоены результаты десятков проектов.

Приоритетными направлениями научной деятельности кафедры являются:

– разработка научных основ совершенствования энергетических и экологических показателей силовых агрегатов транспорта и средств малой механизации;

– теплофизика, газодинамика и экология нестационарных процессов в поршневых двигателях.

Кафедра ведет научно-исследовательские и опытно конструкторские работы как по заказам российских промышленных предприятий и фирм (ОАО «АК Туламашзавод», ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод», ОАО "Заволжский моторный завод", ОАО "Завод "Автоприбор", ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" и др.), так и в рамках грантов и программ Министерства образования РФ.

Результаты научных исследований докладывались на конференциях и семинарах различных уровней в Москве, Уфе, Туле, Владимире, Суздале, Дмитрове, а также в Болгарии, США, Австрии.

Начиная с 1987 года, с периодичностью раз в два года, кафедра организует международную научно-практическую конференцию "Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей", которая является одной из наиболее представительных в нашей стране. Этот форум собирает специалистов в области двигателей не только из России, Украины, Белоруссии и других стран ближнего зарубежья, но и из США, Израиля, Польши, Болгарии, Словакии и др.

Кафедра внесена в реестр Министерства образования РФ как ведущий научно-педагогический коллектив в области двигателей внутреннего сгорания. Достижения научной школы, созданной на кафедре под руководством профессора В.В. Эфроса, являются общепризнанными как в нашей стране, так и за рубежом.

Согласно рейтингу специальностей вузов России, опубликованного Рособразованием РФ, качество подготовки специалистов указанного профиля в ВлГУ устойчиво оценивается как высокое (в числе трех лучших в России). 

ИМиАТ: НАУКА - ОБРАЗОВАНИЕ - ПРОИЗВОДСТВО